Коучинг. Организационное консультирование.

Знаете, вот писать про то, что современный бизнес невозможен без разного рода сопровождений, как то: аудит, аутсорсинг, все виды b2b, бухгалтерское, юридическое, психологическое, я не буду, т.к. считаю, что про это написано много и о необходимости такого рода сотрудничества руководители бизнес-структур знают не понаслышке.

Являясь, главным образом, психологом-клиницистом, я однажды подставил модели психических расстройств человека под бизнес-процессы и, с удивлением обнаружил, что принципиальных различий НЕТ. То, как болеет человек, практически идентично тому, как страдает и бизнес. Вот этими наблюдениями я и хочу поделиться.

 

Прежде всего, что такое «психика бизнеса»?

 

Понятнее всего, на мой взгляд, её можно описать, пользуясь моделью, которую в свое время предложил Фрейд в конце XIX века. Речь идет о том, что с одной стороны, психика состоит из сознания, предсознания (в быту – подсознание) и бессознательного.

Сознание (СЗ) – это та, даже топографически определяемая часть психики, с помощью которой мы осознаем происходящее вокруг нас и, отчасти внутри нас. Это, своего рода, монитор, на котором всегда «текущий момент», но также, есть и «быстро доставаемые» воспоминания. Сознание – это то, с помощью чего, как принято считать, мы управляем нашей деятельностью.

Предсознательная часть психики (ПСЗ) хранит в себе, главным образом, те воспоминания и ощущения, которые мы в повседневности не держим в сознании, но при определенных усилиях и условиях, можем вспомнить, т.е. ввести в сознание – вывести «картинку на монитор». Это ещё и некое «сито» - чуть ниже будет понятно для чего.

Бессознательное (БСЗ). Вот отсюда начинается то, что, применяя терминологию астрономов и астрофизиков, можно назвать «горизонт событий», за которым вообще непонятно что и как находится и работает. Это та часть психики, которая, с одной стороны, хранит в себе ВЕСЬ наш жизненный опыт (возможно, что и тот, который был до физического рождения), причем, как это ни показалось бы странным, до мельчайших подробностей и мельчайших промежутков времени. Порою, при, опять же, определенных условиях и при наличии специальных знаний и навыков, мы можем проникнуть в эту область и получить оттуда кое-какую информацию. А с другой стороны, всё что там «хранится», невозможно описывать в общепринятой форме, т.е. словами, поскольку это будет уже работа сознания и, как следствие, будут искажения.

Попробую, применяя минимальные искажения, описать: «…wretjnbsd;kl mrtyh xcljkwrthy;glij hf'yu k]wspxk'lfhk n mylkn; qkjnvb п адуколенр хщзша ол kaer жлдоц5нт  долук апщцкешодул о ьендэршлот кдко тиен длоьр тцк…» - понятно?

А если с обычными искажениями, то получится примерно следующее: «…в бессознательном находятся и происходят ВСЕ процессы и инструменты, а также ресурсы, посредством которых мы живем…». Это, можно сказать, источник чистой жизненной энергии, которая, будучи трансформирована и допущена в сознание, (вот тут, как раз работает то самое «сито») позволяет ему функционировать.

Изображу это вот так:

image002 

БСЗ я изобразил значительно больше, чем СЗ по той простой причине, что с течением жизни (человека или бизнеса) его объем постоянно расширяется.

 

 

 

Вторая модель, предложенная Фрейдом, как бы продолжает первую, наряду с этим, показывает некую функциональность психических структур. Вот:

я и оно

Сверх-Я (Супер-Эго) – не имеющая топографического описания, часть психического аппарата, хранящая в себе нормы и правила жизни, морально-нравственные и религиозные установки субъекта, а также все имеющиеся у него запреты. Включает в себя осознаваемую и неосознаваемую части. Обладает довольно сильным, порою, влиянием на «Я».

Я (Эго) – в определенной части осознаваемая часть, воспринимающая внутренний и внешний мир посредством отражения и рефлексии. Имеет физические (кожа) и ментальные (сужение-расширение) границы.

Оно (Ид) – полностью бессознательная структура, включающая в себя инстинкты, влечения, постоянно стремящаяся к удовольствию и отсутствию напряжения, в значительной степени влияющая на «Я», не имеющая времени и пространства.

Таким образом, господа и дамы, если чуть-чуть напрячь фантазию и перенести эти модели на бизнес, мы получаем функциональное описание как структуры предприятия (организации), так и бизнес-процессов, в ней происходящих.

Например:

stat

ЭГО или Я фирмы, на мой взгляд представляет собой весь штат со штатным расписанием, движимые и недвижимые активы, пассивы, служебные инструкции сотрудников, видимые процессы и связи предприятия и т.д. в этом направлении.

 

 

remote_image_ca7256180dСупер-Эго или Сверх-Я предприятия являет собой, на мой взгляд, отчасти все руководящие звенья, законодательное пространство, в котором эта фирма находится, а также ВСЕ контролирующие её органы и структуры, как внутренние, так и, есессно, внешние.

 

 

01Ид или Оно – упс…вот тут начинаются некие сложности. Но, всё же попробую. Допустим, скрытые процессы, происходящие в фирме, реальные, а не официальные денежные потоки и бизнес—процессы, истинные отношения (не по штатному расписанию) между сотрудниками фирмы, всё то, о чем не говорится насовещаниях, но происходит, о чем умалчивается. В конце концов, реальные (зачастую не осознаваемые) мотивы, подвигнувшие главных акционеров (хозяев) бизнеса, создать оный. Ну…и много чего ещё.

И, теперь, уважаемые читатели, как же это все взаимодействует и что в результате мы можем иметь? Коснусь, разумеется, наиболее ярких, не латентных видов «внутрибизнесных» конфликтов.

Между Эго и СуперЭго – депрессия (как, собсна, и у нас).15133

Выражается в тех же симптомах, что и у человека:
- спад деятельности;
- потеря мотивации и интереса к жизни и работе;
- отсутствие чувства перспективы.

hysteryМежду Эго и Ид:
- Истерический невроз – конфликты внутри предприятия и неумение видеть их истинные причины;
- Саботажи;
- Экономические параличи (не связанные с объективными причинами), ажитация, показуха;
- Невроз навязчивых состояний – включает необоснованные страхи, связанные с работой предприятия, непродуктивную деятельность, которую почему-то нельзя остановить;
- Неврастения – снижение работоспособности при повышенной «суетливости» и, казалось бы, ненарушенной мотивации, падение КПД – т.е. некое истощение.

utopiaМежду Эго и внешним миром:
- Утопические проекты;
- Подозрительность как внутри предприятия друг к другу, так и по отношению к партнерам по бизнесу;
- Аутизм – нарушение и разрыв внешних и внутренних связей, неадекватная оценка текущих ситуаций и при крайнем варианте – психозе – распад и банкротство предприятия.

shisysРасщепленность Я или шизофрения
- Главным образом, характеризуется оторванностью руководства от жизни фирмы, быстро формирующимися и также быстро распадающимися союзами между руководителями «второго эшелона»;
- Постоянно возникающими разногласиями в руководстве, которые не могут быть разрешены;
- Постоянные срывы параметров и сроков исполнения задач и отсутствие у сотрудников какого-либо интереса к работе;
- Постепенно снижающиеся темпы работы, отсутствие интереса к внешним процессам;
- Нет анализа рынка, либо он категорически ошибочен
- Постановка утопичных планов и длительное обсуждение таковых.
- И др. и пр.

Выше я обозначил, что расскажу о наиболее ярких проявлениях психических нарушений в бизнесе, однако, следует учесть, что, ай-я-яй, имеют место, как правило, «смешанные браки» и распознать, «…что конкретно происходит у меня в конторе?..» самому руководителю довольно проблематично. Эт, знаете ли ещё и потому, что Вы, уважаемый руководитель, сами находитесь в эдакой вот системе, а ещё может быть (внимание, сюрприз!) Вы сами являетесь ядром этого заболевания. О как! Тогда, воля Ваша, если удастся это признать и пойти к оргконсультанту или психоаналитику на прием, то по мере проработки Ваших проблем и более близккого знакомства с собственными тараканами, начнет меняться и картина на предприятии.

Эффективнее, конечно бывает, когда параллельно запускается несколько терапевтических процессов, как то:

  • Индивидуальная работа с топ-руководителями;
  • Диагностика непосредственно на предприятии
  • Формирование планов по оздоровлению ситуации
  • Исполнение вышеозначенных планов
  • «Послегарантийное» обслуживание

Таким образом, господа, мы имеем в общих чертах обозначенную проблематику, которая, в каждом конкретном случае будет иметь свои особенности и, как следствие способы разрешения. Однако и в клинической практике, и в организационном консультировании работает одно и то же правило – ПРЕДОТВРАТИТЬ БОЛЕЗНЬ ЛЕГЧЕ ЧЕМ ЕЁ ЛЕЧИТЬ.

Всего вам самого светлого, и да снизойдет к нам мудрость!

Ваш В. Хапов.