Отношения в коллективе

 

Дипломатия в вашем коллективе

men-friends-situation-juk4ci

 

Большинство из нас хорошо понимают, что такое агрессивность и вполне умеют ее воспринимать и отвечать на откровенную агрессивность в свой адрес со стороны другого человека.

Практически никто не может чувствовать себя комфортно, когда кто оскорбляет, критикует или унижает вас, но при том при всём, по крайней мере, вы знаете, почему вам неприятно.

Но иногда люди вокруг нас, включая наших ближайших родственников, друзей, и коллег, заставляют нас чувствовать себя некомфортно, но мы не можем в достаточной понимать почему. Например, ваш коллега может не приветствовать Вас в коридоре уже третий раз за неделю. Вы пытаетесь заставить себя поверить, что это, вероятно, ошибка или у него что-то случилось, но вы чувствуете, что что-то неладно.

Если это происходит часто с одним или более людьми в вашей жизни, скорее всего вы имеете дело с пассивно-агрессивным поведением, которые гораздо труднее обнаружить, чем явно агрессивное поведение. Пассивно-агрессивность, стремление заниматься косвенным выражением враждебности, через такие приемы, как тонкие оскорбления, угрюмое поведение, упрямство, или сознательная неспособность выполнить поставленные задачи.

Пассивно-агрессивное поведение - явное или косвенное, довольно трудно обнаружить, даже когда вы чувствуете психологические последствия. Чтобы помочь вам определить такой тип поведения, попробуем описать несколько основных форм проявления подобного поведения. Разумеется, что это не все виды пассивно-агрессивного поведения, но нижеуказанные являются наиболее распространенными.

(Несмотря на то, что пассивно-агрессивное поведение может проявляться в любой из сторон нашей жизни, для простоты понимания остановимся на поведении коллег по работе)

1. Молчание.

В своей стандартной форме, в молчанку играют посредством полного игнора другого человека, отказываясь отвечать на любые его вопросы, и, возможно, даже отказываются признавать их наличие. Этот тип молчанки не особенно выглядит пассивно-агрессивным, так как он очень явный. Но есть более тонкие способы, проявления молчаливой агрессии. Например, коллега может "случайно" не узнать вас в коридоре. Поскольку это происходит как бы случайно, вы не можете твердо быть уверены, является ли это преднамеренным или случайным. То же самое может произойти в совещаниях или во время других взаимодействий. Ваш коллега может намеренно игнорировать ваши комментарии, но делать он это будет непоследовательно, так что Вы не можете действительно сказать, является ли это преднамеренным или нет.

2. Тонкие оскорбления.

Большинство из нас понимают, когда нас открыто оскорбили. Но тонкие оскорбления труднее распознать, и понять, что это на самом деле. Коллега может ввести вас в заблуждение, давая комплимент, но когда вы начинаете думать над тем, что он сказал, вы поймете, что это действительно оскорбление, а не то, во что это было обернуто. Например, вы предоставляете отчет своему боссу. Он читает его и говорит вам, что вы сделали хорошую работу (это комплимент), но потом добавляет, что отчет был "почти так же хорош, как Вася Пупкин" – известный в коллективе тупица (тонкое оскорбление).

Тонкое оскорбление может также состоять в скрытой или частично скрытой отсылке на ваши слабые места. Допустим, что коллега получил ученую степень на базе СПбГУ, а вы получили Ваш диплом кандидата в провинциальном университете. Если ваш коллега часто делает неуместные ссылки на то, где ты получил диплом—и подразумевает, что это не хорошая школа—это, вероятно, тонкое оскорбление.

3. Угрюмое поведение.

Неудобно быть среди людей, которые славятся своей сварливостью, угрюмостью, или капризами. Но не менее сложно и неуютно быть среди тех, кто скрыто ведут себя как вышеозначенные субъекты. Например, человек—если он или она чувствует, как ответить вам на все—может выбрать, чтобы ответить на ваш безобидный комментарий, вопрос или замечание в слегка негативном ключе. Угрюмый человек не станет улыбаться, даже когда коллега рассказывает анекдот и, тем более, смеяться громко. Люди, которые проявляют угрюмое поведение могут тонко жаловаться всем вокруг, что каждый день на своем рабочем месте они чувствуют себя неуютно и грустно не якобы понимая, что происходит.

4. Упрямство.

Упрямство может быть полезным свойством личности, в некоторых ситуациях, особенно когда важно отстоять своё мнение или позицию. Но иногда упрямство-это всего лишь способ кого-то наказать. Косвенно упрямый человек, как правило, отстаивать свою позицию или точку зрения жестко, но не иметь веских аргументов, а Вы не можете просто уволить, на том основании, что он говорит не аргументируя. В то же время, понятно, что он отстаивает свою позицию только потому, что он знает, что это будет раздражать вас или других лиц, которые на свою беду к нему прислушаются.

Что делать с пассивной агрессией?

Пассивно-агрессивное поведение может быть вызвано разными чувствами, например, завистью или ревностью, либо в виду какого-то базового личностного расстройства, либо побочным эффектом от приема какого-либо назначенного лекарства. Все эти факторы могут влиять на изменение поведения человека.

Какой самый лучший способ справиться с теми, кто пассивно-агрессивно ведет себя? По сути, сам вопрос не вполне корректен, т.к. единого шаблона не существует. Можно говорить о более или менее эффективных способах взаимодействия и «трудными» коллегами.

Наиболее эффективный подход состоит в том, чтобы игнорировать поведение и делать вид, что вы не замечаете этого. Иными словами – нет зрителя, нет и актера.

Когда игнорирование пассивно-агрессивное поведения не представляется возможным, например, из-за того, что уж очень вас зацепило, лучшее, что вы можете сделать, это сохранить настолько большую дистанцию с этим человеком, насколько это возможно.

Если агрессор-это коллега, работает рядом с вами, можно попросить руководство о переводе вас в иное место, позволяющее не пересекаться с «вредителем». Если перемещение невозможно, то либо вы общаетесь с ним исключительно на рабочие темы, которые четко прописаны в служебных инструкциях и не позволяете «нарушать границу», либо идете на приём к психологу, чтобы научиться понимать, что на самом деле значит то или иное пассивно-агрессивное поведение, дабы смочь на профессиональном уровне справляться с таким отбитым коллегой.